СВЯТЫЕ И СВЯТЫНИ ЮРЬЕВЕЦКОГО БЛАГОЧИНИЯ

БЛАЖЕННЫЙ СИМОН ЮРЬЕВЕЦКИЙ


Симон родился в селе Оделеве, примерно в 20 километрах от Плёса. Родители его были простые земледельцы, но люди благочестивые. Избрав подвиг юродства ради Христа, Симон ещё в молодые годы ушёл из родительского дома, не желая, чтобы избранный им путь спасения препятствовал спокойной жизни его родных. Долго он скитался по разным пустынным местам.
Однажды поселяне из селения Елнать увидели в лесу человека в изодранной одежде. На все их вопросы он говорил им лишь своё имя: «Симон, Симон»,
Как обычно говорят безумные. Из сострадания к нему крестьяне отдали его на попечение священнику их сельской церкви. Этому священнику и поселянам Симон со всем усердием помогал в разных работах, стараясь выполнять самые тяжёлые. При этом за труды свои не требовал он платы; пищей ограничивался самой скромной и скудной; зимой и летом ходил в одной длинной рубахе и без обуви. Многие смеялись над ним, как над безумным, укоряли его в притворстве, толкали и били его, но Симон не только не отвечал злом на эти оскорбления, но смиренно молился за обижавших его. После 15 лет, проведённых в Елнати, Симон перешёл в более многолюдное место – город Юрьевец, где продолжил свои подвиги юродства во Христе.
В зимние, продолжительные ночи, мучимый жестоким морозом, он по – прежнему ходил босиком и в ветхой рубашке по городским площадям, по льду Волги. Днём молился на церковных папертях, особенно часто посещая Богоявленский монастырь.
Ещё при жизни прославился Симон даром чудотворения. Свидетельствуют, что он ходил по воде, как по суше. Известны и его предсказания, которые сбылись, но не всегда в ответ на эти предсказания блаженный получал благодарность. Однажды он зашёл в дом к местному воеводе и запел: «Со святыми упокой…». Тот приказал гнать и бить юродивого. А через день, и правда у воеводы умерла жена…(Разумеется, жена у воеводы умерла не из – за того, что Симон отомстил за нанесенные ему побои. Он приходил, чтобы предупредить о её приближающейся смерти с тем, чтобы она успела покаяться и причаститься.) В другой раз, по молитвам Симона, погас грозящий спалить весь Юрьевец пожар.
Умер Симон от побоев, которые нанесли ему за юродство слуги нового юрьевецкого воеводы. Перед своей кончиной Симон успел исповедаться и причаститься. Это произошло 4 ноября 1584 года. И по кончине блаженного не прекратились его чудеса. Известно около одиннадцати случаев исцелений после Симона людей, как самих прибегавших к нему за молитвенной помощью, так и тех, кому сам блаженный являлся с этой неожиданной благодатной помощью, извещая о ней в сонном видении.
В 1635 году Патриарх Иоасаф благословил «почитать его (Симона) с прочими святыми». Многие люди, которым непонятен смысл подвига юродства, спрашивают: «Зачем здравому человеку вести себя, как безумному?» Но, лишенные, по внешнему виду, простого здравого смысла, отрешившись от общепринятых обычаев мира и правил приличия, юродивые, под личиной безумия, нередко совершают такие духовные и гражданские подвиги, на которые не решались считавшие себя мудрыми.
Не стеснялись юродивые говорить правду в глаза сильным мира сего; не страшась, грозно обличали нечестие и несправедливость, хотя бы их творил сам Царь; радовали и утешали людей богобоязненных. Имея дар предсказывать будущее, они молитвами своими нередко избавляли сограждан от грозивших им бедствий, не раз отвращали гнев Божий от своих современников, у которых были по большей части в поношении и презрении…
Потому если подвиг юродства и не понятен большинству из нас, то это нисколько не умаляет его высоту и значимость.

БЛАЖЕННЫЙ АЛЕКСИЙ ЕЛНАТСКИЙ,

 ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВЫЙ, МУЧЕНИК

Дни памяти:  Январь 29 (новомуч.),  Сентябрь 12





Блаженный Алексий Елнатский (Ворошин Алексей Иванович), Христа ради юродивый, родился в начале 1900-х годов в деревне Каурчиха Юрьевецкого уезда Костромской губернии в семье церковного старосты.
Когда пришло время Алексею жениться и он собирался уже обручиться с невестой, неожиданное обстоятельство изменило его намерение. Не захотела девушка последовать его просьбе не посещать вольных собраний деревенской молодёжи, где беседы зачастую переходили в нецеломудренные вольности. Он рассудил, что если, будучи невестой, она его не послушалась, то что же будет когда она станет женой. Отложил Алексей своё сватовство и пошел в Троицкую Кривоезерскую пустынь, расположенную на левом берегу Волги, напротив древнего Юрьевца (ныне эта обитель затоплена). В течении одного года был он там послушником.
Вернувшись домой, он не стал жить в родительском доме, а поселился в баньке. Вскоре они с отцом выстроили на огороде келейку. Любил Алексей уединяться и в лесу на ключе святого блаженного Симона.
После 1917 года новая власть требовала от крестьян создавать в деревнях сельсоветы. По присущей великорусиянам доверчивости, понимая власть как учреждение святое, справедливое, поставили крестьяне в председатели уважаемого ими человека — Алексея Ивановича. Став председателем, он не изменил своим привычкам: по-прежнему много молился, посещал церковные службы. Через год приехал председатель, назначенный из города, Алексей Иванович оставил службу и совершенно уединился в своей келье, отдавшись подвигу поста и молитвы. Так прошло девять лет.
В 1928 году Алексей принял на себя подвиг юродства. Теперь блаженный жил, где придётся, одевался в лохмотья, никто не знал, где он ночует. Подаренную ему одежду он тут же раздавал. Своим странным поведением он предсказывал односельчанам события в их жизни: аресты, болезнь, смерть близких. Так, раздетым прошёл он по селу Парфенову к местным торговцам-сапожникам и, действительно, вскоре их семьи выслали, а имущество отобрали до исподнего белья.
Задолго до массового закрытия и разрушения храмов блаженный говорил, что наступит время, когда в России почти все храмы будут закрыты, но Господь пошлет лютую кару — войну — и часть храмов снова будет открыта, но не надолго. Действительно, в 60-е годы наступило новое гонение и храмы вновь были закрыты.
Несколько раз власти помещали блаженного в психиатрическую больницу, но врачи признавали его здоровым. В 1937 году, заранее зная о своём аресте, блаженный пришёл к родным в свой дом в Каурчихе, принёс все свои вещи, роздал их, попросил родных похоронить его. Наутро отправился в деревню Парфёново Костромской области, где его арестовали и заключили в тюрьму города Кинешмы. Поместили его в камеру к уголовникам. Блаженный постоянно молился, почти не спал, раздавал свой скудный паёк. Хотя обвинить блаженного было не в чем, следователи прибегали к пыткам — ставили босыми ногами на раскалённую плиту. Измученный блаженный попал в тюремную больницу и там скончался. Его тело на тринадцатый день было выдано родственникам. Впоследствии при переносе кладбища, упразднённого властями города Кинешмы, 12 (25 н. ст.) сентября 1985 года были обретены честные останки блаженного Алексия и перенесены в храм села Жарки. Ныне мощи его почивают в Свято-Введенском женском монастыре города Иванова.
Канонизирован в 1993 году как местночтимый святой Ивановской епархии. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.